«Эколята - дошколята»

Клятва «Эколят – молодых защитников природы»

Гимн «Эколят – молодых защитников природы»

<br>

Образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы

Шалун ©

             Давайте познакомимся с ними поближе. Итак, самым озорным и шкодливым, без сомнения, является Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.

Умница ©

          Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.

Тихоня ©

       Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.

Елочка ©

       У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.

Все вместе геройчики берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут тебе ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её.

Проект «Эколята – Дошколята» базируется на:

• применении в процессе воспитания у детей культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и  эстетического воспитания и образования ребёнка, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;
• рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, направленного на развитие у детей культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания ребёнка, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;
• использовании в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
• организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Азбука Природолюбия», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия;
• присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ;
• включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;
• предоставлении ребёнку возможности дальнейшего изучения того или иного материала с воспитателем, родителями и своими сверстниками за пределами дошкольной образовательной организации.

Проект «Эколята – Дошколята» с целью формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций культуры природолюбия предусматривает:

• использование в дошкольных образовательных организациях учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
• создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
• использование в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов;
• разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта;
• разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• создание разнообразных игровых комплексов и программ для дошкольных образовательных организаций, а также для организации занятий в семье;
• разработку специальных элементов оформления помещений в дошкольных образовательных организациях;
• организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий;
• издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников;
• создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на  радио и в телевизионных передачах;
• организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы;
• организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;
• создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих территорий для организации и проведения в рамках Проекта занятий с детьми;
• использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

Проект «Эколята – Дошколята» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в дошкольной образовательной организации и в семье, направленное на развитие у детей культуры природолюбия.

Рекомендуемые принципы работы с детьми, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
• последовательность в обучении и воспитании;
• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
• простота и доступность изучаемого материала;
• наглядность при изучении тем и вопросов;
• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;
• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

• чтение;
• беседа;
• наблюдение;
• обсуждение;
• прослушивание тематических сказок и рассказов;
• задание;
• игра;
• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
• прослушивание радиопередачи;
• викторина;
• конкурс;
• тематическое оформление помещения;
• встреча;
• утренник;
• прогулка;
• работа на природе;
• проведение опыта;
• экскурсия;
• тематическое мероприятие.

Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Эколята – Дошколята», которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса:

• учебное пособие «Азбука Природолюбия»;
• учебники и учебные пособия;
• тематические книги;
• хрестоматии;
• рабочие тетради и дневники;
• альбомы и тетради для раскрашивания;
• наглядные и раздаточные материалы;
• журналы и газеты;
• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
• энциклопедические и справочные издания;
• аудио и видеоносители информации;
• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• элементы мультипликации и диафильма;
• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
• театральные постановки, их фрагменты и элементы;
• телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;
• музеи и картинные галереи;
• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
• опытные участки вокруг дошкольных образовательных организаций, а также прилегающих к ним территории;
• элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром;
• различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.

Рекомендуемые темы занятий по Проекту «Эколята – Дошколята»:

• «Природа  вокруг нас»;
• «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);
• «Времена года»;
• «Время суток»;
• «Животные и растения»;
• «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;
• «Человек не может жить без Природы»;
• «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;
• «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
• «Помоги Природе, помоги своему другу!»
• «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;
• «Сохрани Природу от пожара»;
• «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;
• «Природолюбие – учебник нашей жизни».

Рекомендуемые темы занятий по учебному пособию «Азбука Природолюбия»:

• Будь аккуратен с Природой
• Береги Природу
• Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе
• Умей гулять на Природе
• Дружить с Природой
• Единство Человека и Природы
• Жалеть Природу
• Заботиться о Природе
• Исследовать, изучать Природу
• Красная книга
• Любить Природу, любоваться Природой
• Многообразие Природы
• Наблюдать за Природой
• Ответственность перед Природой
• Природолюбие
• Радоваться вместе с Природой
• Сохранить Природу
• Трудиться на благо природе
• Уважать Природу
• Фантазировать вместе с Природой
• Ходить в гости к Природе
• Ценность Природы
• Чудеса Природы
• Шёпот Природы
• Щедрость Природы
• Экология
• Юный натуралист
• Явления природы

Экологический стенд «Эколята - дошколята»

«Посвящение в Эколята - дошколята»

     В рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята - Дошколята» в детском саду прошло торжественное посвящение в "Эколят – юных защитников природы". Целью данного праздника стало формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней. Каждому дошколёнку был повязан зелёный воротничок, вручено свидетельство участника природоохранного образовательного проекта «Эколята». Ключевым моментом праздника стала торжественная клятва, данная будущими «Эколятами», в которой они обязались беречь и сохранять природу. Дошкольники исполнили гимн "Эколят", что придало празднику торжественности. Праздник получился ярким и эмоциональным.